Неточные совпадения
Говорили о том, что Россия быстро богатеет, что купечество Островского почти вымерло
и уже не заметно в Москве, что возникает новый слой промышленников, не чуждых интересам
культуры,
искусства, политики.
— Я — не купец, я — дворянин, но я знаю: наше купечество оказалось вполне способным принять
и продолжать
культуру дворянства, традиции аристократии. Купцы начали поощрять
искусство, коллекционировать, отлично издавать книги, строить красивые дома…
Собственность — основа индивидуализма,
культура — результат индивидуального творчества, это утверждается всею силой положительных наук
и всей красотой
искусства.
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства духовного,
культуры, той идеальной силы
и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром
и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями науки,
искусства, религии…» Ага, религия? — «
и морали». — Ну, конечно,
и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Его чуткость
и восприимчивость относятся к сфере
искусства, с которым он очень связан, к мистике, к философии
культуры и к вопросам социальным.
Но соборность тут очень отличалась от соборности Хомякова, она скорее была связана с идеями Р. Вагнера о всенародной коллективной
культуре и о религиозном возрождении через
искусство.
Моя тема о творчестве, близкая ренессансной эпохе, но не близкая большей части философов того времени, не есть тема о творчестве
культуры, о творчестве человека в «науках
и искусстве», это тема более глубокая, метафизическая, тема о продолжении человеком миротворения, об ответе человека Богу, который может обогатить самую божественную жизнь.
Борец за личность Писарев отрицал творческую полноту личности, полноту ее духовной
и даже душевной жизни, отрицал право на творчество в философии, в
искусстве, в высшей духовной
культуре.
Вопросы о творчестве, о
культуре, о задачах
искусства, об устройстве обществ, о любви
и т. п. приобретали характер вопросов религиозных.
Языческая
культура, языческая философия
и искусство не погибли; они легли фундаментом мировой христианской
культуры; ими питались учителя церкви
и строители церкви.
Но та
культура, которая убивает католичество, убивает также красоту
и искусство.
Это вынуждало его состязаться с другими центрами немецкой
культуры, приглашать в свой университет лучших профессоров, покровительствовать литературе,
искусствам и наукам.
Правду ты сказал: есть у вас
и культура,
и наука,
и искусство,
и свободные учреждения, [Со стороны русского мальчика этот способ выражаться еще неестественнее, но, опять повторяю, в сновидении нет ничего невозможного.
Мы чувствуем для себя лично всю тяжесть настоящей жизни, мы видим
и то, что порядок жизни этой, если будет продолжаться, неизбежно погубит нас, но вместе с тем мы хотим, чтобы условия этой нашей жизни, выросшие из нее: наши науки,
искусства, цивилизации,
культуры при изменении нашей жизни остались бы целы.
Захар (быстро ходит). Ну, да… отчасти так, конечно! Николай Васильевич говорит: не борьба классов, а борьба рас — белой
и черной!.. Это, разумеется, грубо, это натяжка… но если подумать, что мы, культурные люди, мы создали науки,
искусства и прочее… Равенство… физиологическое равенство… гм… Хорошо. Но сначала — будьте людьми, приобщитесь
культуре… потом будем говорить о равенстве!..
Мы смутно чувствуем, что всё то, что мы называем нашим государственным устройством, нашей религией, нашей
культурой, нашими науками
и искусствами, что всё это не то
и что всё это не избавляет нас от наших бед, а только увеличивает их.
Из всех «секуляризованных» обломков некогда целостной
культуры — культа
искусство в наибольшей степени хранит в себе память о прошлом в сознании высшей своей природы
и религиозных корней.
Тем самым
искусство становится каноничным
и подзаконным: «александрийство», «парнасство», «академизм» [«Александрийство» —
культура кон. IV — кон.
Пред лицом вселенской Красоты даже
и само
искусство до известной степени становится эстетическим мещанством, дорожащим красивостью более, чем Красотой, привязанным к своему месту
и имеющим определенное положение в «
культуре».
В своем классическом, каноническом виде
искусство занимает почетное, чиновное место в «
культуре»
и этим почетом довольствуется, стремясь к гетевски спокойной ясности
и величественной уравновешенности.
Впрочем, возможно, что хозяйство не изнутри приближается к
искусству, ища для себя в нем высшую меру, но хочет его для себя внешне использовать, превратив его в одно из своих орудий в целях «художественной промышленности» [Выражение В. Зомбарта; см.: Зомбарт В. Художественная промышленность
и культура.
«Разве не представляется необходимым, чтобы человек этой трагической
культуры, для самовоспитания к строгости
и ужасу, возжелал нового
искусства.
искусства метафизического утешения трагедии?»
Но ещё в пределах самой
культуры возможны творческие прорывы
и преображения, возможна победа музыки, величайшего из
искусств, музыки
и в мысли
и в познании.
Так в познании, так в
искусстве, так в выработке душевного благородства
и культуре человеческих чувств.
Человек превращает в идолы науку,
искусства, все качества
культуры,
и это делает его рабом.
Так, ценности религиозные
и ценности социальные должны быть признаны демократическими, ценности же, связанные с философией,
искусством, мистикой,
культурой эмоций, должны быть признаны аристократическими.
Но любовь к познанию или
искусству, любовь к отечеству или
культуре имеет нравственную ценность
и должна быть признана добром, если добро понимать целостно.
«За границу»-Липецкие знакомства-Беготня по Парижу-Вырубов-Возвращение в Латинский квартал-Театры Наполеоно III-Французкая комедия-Французкие драматурги-Русские в Париже-Привлекательность Парижа-Литтре-Мои кредиторы не дремали-Работа в газетах-Сансон-Театральные профессора-Театральная критика-Гамбетта-Рикур-Наполеон III-Шнейдер-Онегин-В Лондоне-Английские манеры-Нормандия-Возвращение в Париж-"Жертва вечерняя"-Разнообразие парижской жизни-Гамбетта-Гамбетта, Рошфор, Фавр-Тьер-Французские литераторы-Лабуле-Сорбонна-Тэн-Повальное жуирство-О русских эмигрантах-Газетные мастера-Опять Лондон-Лондонская громадина-Луи Блан-Блан
и Марлей-Джордж Элиот-Милль-Дизраэли-Спенсер-Театральный мир Лондона-Английские актеры-Контрасты мировой культуры-В Лондоне все ярче-Английское искусство-Английские увеселения-На континент
Он уже хотел того типа
культуры, который восторжествовал в коммунизме, хотя часто в карикатурной форме, — господство естественных
и экономических наук, отрицание религии
и метафизики, социальный заказ в литературе
и искусстве, мораль социального утилитаризма, подчинение внутренней жизни личности интересам
и директивам общества.
В философии, в
искусстве, в духовной
культуре Ленин был очень отсталый
и элементарный человек, у него были вкусы
и симпатии людей 60-х
и 70-х годов прошлого века.
Экономика определяет всю человеческую жизнь, от нее зависит не только все строение общества, но
и вся идеология, вся духовная
культура, религия, философия, мораль,
искусство.
Идеал совершенной объективации духа в
культуре, в познании научном
и философском, в
искусстве, в нравственном
и социальном порядке есть идеал классический.
Характерно, что аскет
и затворник Феофан, признавший соблазном всю духовную
культуру, знание,
искусство, все человеческое творчество, благословляет занятие торговлей, освящает мещанскую хозяйственность, мещанскую семейственность,
и особенно государственную власть, признает священными государственные чины.
И в
культуре своей, начиная с техники
и хозяйства
и кончая науками
и искусствами, человек как бы искупал свой грех
и творчество его не было теургично.
Не только
искусство, но
и вся
культура — символична.
Возможно лишь имманентно-творческое, а не внешне-нигилистическое преодоление
искусства и науки, как
и всей
культуры, во имя высшего бытия.
Это ведь проблема не одного Микеланджело, это проблема всего
искусства и всей человеческой
культуры.
Талант действует в середине
культуры с ее «науками
и искусствами».
Религиозная эпоха творчества будет переходом к иному бытию, а не к иной только «
культуре», не к иным «наукам
и искусствам».
В конце
искусства — такое же самоотречение, как
и в конце науки, государства, семьи, всей
культуры.
Церковно-христианского творчества,
культуры,
искусства в последнем смысле этого слова еще не было
и быть не могло.
Новое
искусство, новый символизм ценны
и значительны, прежде всего, как мировой кризис
искусства, как показатель кризиса всей
культуры.
Мораль как каноническая, общеобязательная культурная ценность надломлена, так же перезрела
и надломлена, как
и все канонические, общеобязательные ценности
культуры, как
и наука, как
и классически прекрасное
искусство, как
и семья
и все т. п.
В общем
и общеобязательном ходе мировой
культуры и «науки
и искусства» были формой приспособления к необходимости.
В Вагнере есть какая-то фальшь,
и в пути его есть что-то реакционное, так как он хочет достигнуть синтетического
искусства на почве старой
культуры и старого религиозного сознания.
Искусство, как
и вся
культура, должно быть внутренно изжито человеком.
Дьявол
культуры объяснил, что внушает людям то, что пользование всеми теми делами, которыми заведуют дьяволы технических усовершенствований, разделения труда, путей сообщения, книгопечатания,
искусства, медицины, есть нечто вроде добродетели
и что человек, пользующийся всем этим, может быть вполне доволен собой
и не стараться быть лучше.
Но В. Иванов не до конца сознает трагедию всякого творчества
и всякого
искусства, ибо слишком верит в религиозность
культуры и творчества.
Мы стоим перед проблемой христианского бытия, а не христианской
культуры, перед проблемой претворения
культуры в бытие, «наук
и искусств» в новую жизнь, в новое небо
и новую землю.
Для классового социализма, претендующего на творчество новой
культуры, фатально то, что все высшие ценности, ценности духовной
культуры, ценности «наук
и искусств» созданы буржуазией в социально-классовом смысле.